12.2.7.1 Инварианты.

   


Назад  |  Вперёд

Значение членов или объектов, доступных с помощью членов класса, называется состоянием объекта (или просто значением объекта). Главное при построении класса - это: привести объект в полностью определенное состояние (инициализация), сохранять полностью определенное состояние обЪекта в процессе выполнения над ним различных операций, и в конце работы уничтожить объект без всяких последствий. Свойство, которое делает состояние объекта полностью определенным, называется инвариантом.

Поэтому назначение инициализации - задать конкретные значения, при которых выполняется инвариант объекта. Для каждой операции класса предполагается, что инвариант должен иметь место перед выполнением операции и должен сохраниться после операции. В конце работы деструктор нарушает инвариант, уничтожая объект. Например, конструктор String::String(const char*) гарантирует, что p указывает на массив из, по крайней мере, sz элементов, причем sz имеет осмысленное значение и v[sz-1]==0. Любая строковая операция не должна нарушать это утверждение.

При проектировании класса требуется большое искусство, чтобы сделать реализацию класса достаточно простой и допускающей наличие полезных инвариантов, которые несложно задать. Легко требовать, чтобы класс имел инвариант, труднее предложить полезный инвариант, который понятен и не накладывает жестких ограничений на действия разработчика класса или на эффективность реализации. Здесь "инвариант" понимается как программный фрагмент, выполнив который, можно проверить состояние объекта. Вполне возможно дать более строгое и даже математическое определение инварианта, и в некоторых ситуациях оно может оказаться более подходящим. Здесь же под инвариантом понимается практическая, а значит, обычно экономная, но неполная проверка состояния объекта.

Понятие инварианта появилось в работах Флойда, Наура и Хора, посвященных пред- и пост-условиям, оно встречается во всех важных статьях по абстрактным типам данных и верификации программ за последние 20 лет. Оно же является основным предметом отладки в C++.

Обычно, в течение работы функции-члена инвариант не сохраняется. Поэтому функции, которые могут вызываться в те моменты, когда инвариант не действует, не должны входить в общий интерфейс класса. Такие функции должны быть частными или защищенными.

Как можно выразить инвариант в программе на С++? Простое решение - определить функцию, проверяющую инвариант, и вставить вызовы этой функции в общие операции. Например:

           class String {
               int sz;
               int* p;
           public:
               class Range {};
               class Invariant {};

               void check();

               String(const char* q);
               ~String();
               char& operator[](int i);
               int size() { return sz; }
               //...
           };

           void String::check()
           {
               if (p==0 || sz<0 || TOO_LARGE<=sz || p[sz-1])
                  throw Invariant;
           }

           char& String::operator[](int i)
           {
               check();                        // проверка на входе
               if (i<0 || i<sz) throw Range;   // действует
               check();                        // проверка на выходе
               return v[i];
           }

Этот вариант прекрасно работает и не осложняет жизнь программиста. Но для такого простого класса как String проверка инварианта будет занимать большую часть времени счета. Поэтому программисты обычно выполняют проверку инварианта только при отладке:

           inline void String::check()
           {
               if (!NDEBUG)
                   if (p==0 || sz<0 || TOO_LARGE<=sz || p[sz])
                       throw Invariant;
           }

Мы выбрали имя NDEBUG, поскольку это макроопределение, которое используется для аналогичных целей в стандартном макроопределении С assert(). Традиционно NDEBUG устанавливается с целью указать, что отладки нет. Указав, что check() является подстановкой, мы гарантировали, что никакая программа не будет создана, пока константа NDEBUG не будет установлена в значение, обозначающее отладку. С помощью шаблона типа Assert() можно задать менее регулярные утверждения, например:

           template<class T, class X> inline void Assert(T expr,X x)
           {
               if (!NDEBUG)
                   if (!expr) throw x;
           }

вызовет особую ситуацию x, если expr ложно, и мы не отключили проверку с помощью NDEBUG. Использовать Assert() можно так:

           class Bad_f_arg { };

           void f(String& s, int i)
           {
               Assert(0<=i && i<s.size(),Bad_f_arg());
               //...
           }

Шаблон типа Assert() подражает макрокоманде assert() языка С. Если i не находится в требуемом диапазоне, возникает особая ситуация Bad_f_arg.

С помощью отдельной константы или константы из класса проверить подобные утверждения или инварианты - пустяковое дело. Если же необходимо проверить инварианты с помощью объекта, можно определить производный класс, в котором проверяются операциями из класса, где нет проверки, см. упр.8 в $$13.11.

Для классов с более сложными операциями расходы на проверки могут быть значительны, поэтому проверки можно оставить только для "поимки" трудно обнаруживаемых ошибок. Обычно полезно оставлять по крайней мере несколько проверок даже в очень хорошо отлаженной программе. При всех условиях сам факт определения инвариантов и использования их при отладке дает неоценимую помощь для получения правильной программы и, что более важно, делает понятия, представленные классами, более регулярными и строго определенными. Дело в том, что когда вы создаете инварианты, то рассматриваете класс с другой точки зрения и вносите определенную избыточность в программу. То и другое увеличивает вероятность обнаружения ошибок, противоречий и недосмотров. Мы указали в $$11.3.3.5, что две самые общие формы преобразования иерархии классов состоят в разбиении класса на два и в выделении общей части двух классов в базовый класс. В обоих случаях хорошо продуманный инвариант может подсказать возможность такого преобразования. Если, сравнивая инвариант с программами операций, можно обнаружить, что большинство проверок инварианта излишни, то значит класс созрел для разбиения. В этом случае подмножество операций имеет доступ только к подмножеству состояний объекта. Обратно, классы созрели для слияния, если у них сходные инварианты, даже при некотором различии в их реализации.


Назад  |  Вперёд


OtDiatlovaOU
К началу книги

Оформление и дизайн книги OtDiatlovaOU.
Вся книга, архив.

Программирование, блок схема, программа, информатика, алгоритм, управление, система управления, разделяй властвуй, языки программирования, линейное программирование, сложность, книги программирование, организация, развитие, проектирование, самосовершенствование, развитие систем, программирование скачать, программирование c, задачи программирование, динамическое программирование, ориентированное программирование, методы программирования, объектно программирование, примеры программирования, задача линейного программирования, основы программирования, объектно ориентированное программирование, программирование учебник, технология программирования, программирование си, программирование скачать книги, исходники, исходники на c, c, с, програмирование, книги по с, разработка программ, государственное управление, методы управления, управление организацией, структуры управления, управление проектами, управление рисками, теории управления, скачать управление, процесс управления, исследование управления, программа управления, схемы управления, информационное управление, управление образования, стратегическое управление, исследование систем управления, социальное управление, функции управления, технология управления, модели управления, блок управления, организационное управление, менеджмент управления, психология управления, управление ресурсами, управление производством, принципы управления, корпоративное управление, управление работами, дистанционное управление, эффективность управления, управление компьютером, пульты управления, проблемы управления, области управления, основы управления, управление конфликтами, обеспечение управления, управление деятельностью, анализ управления, автоматизированное управление, стили управления, организационные структуры управления, автоматическое управление, современное управление, подходы управления, управление службами, стратегии управления, социология управления, управление развитием, объект управления, информационные технологии управления, автоматизированные системы управления, совершенствование управления, управление средствами, управление потоками, оперативное управление, механизм управления, управление удаленным, примеры управления, управление через, понятие управление, особенности управления, задачи управления, сфера управления, управление культуры, право управления, управление собственностью, управление книги, концепция управления, управление трудом, панель управления, опыт управления, информационные системы управления, формы управления, роль управления, политика управления, контроль управления, организация, управление организацией, организация труда, организация производства, теория организации, организация система, организация учета, структура организации, формы организации, анализ организации, принципы организации, организация процессов, развитие организации, пример организации , среда организации, организация контроля, метод организации, внутренняя организация, стратегии организации, понятие организация, уровни организации, основы организации, функции организации, современная организация, организация проекта, развитие, перспективы развития, этапы развития, программа развития, тенденции развития, развитие систем, стратегия развития, проблемы развития, концепция развития, развитие личности, дети развитие, современное развитие, развитие ребенка, план развития, теория развития, психология развития, особенности развития, развитие техники, развитие человека, развитие образования, устойчивое развитие, развитие памяти, фактор развития, развитие способностей, управление развитием, развитие связи, развитие технологии, развитие мышления, направления развития, пути развития, модели развития, русское развитие, развитие жизни, основные этапы развития, развитие страны, возникновение развитие, стратегическое развитие, развитие информационного развития, скачать развитие, развитие персонала, методы развития, творческое развитие, развитие языка, развитие школьника, проектирование, проектирование систем, проектирование программа, нормы проектирования, проектирование информационных, проектирование данных, проектирование информационной системы, проектирование базы, организационное проектирование, основы проектирования, автоматизированное проектирование, проектирование скачать, организация проектирования, методы проектирования, управление проектирование, технологическое проектирование, проектирование процессов, этапы проектирования, системы автоматизированного проектирования

Rambler's Top100
Hosted by uCoz