4.6.9 Указатель на функцию.

   


Назад  |  Вперёд

Возможны только две операции с функциями: вызов и взятие адреса. Указатель, полученный с помощью последней операции, можно впоследствии использовать для вызова функции. Например:

           void error(char* p) { /* ... */ }

           void (*efct)(char*);   // указатель на функцию

           void f()
           {
             efct = &error;       // efct настроен на функцию error
             (*efct)("error");    // вызов error через указатель efct
           }

Для вызова функции с помощью указателя (efct в нашем примере) надо вначале применить операцию косвенности к указателю - *efct. Поскольку приоритет операции вызова () выше, чем приоритет косвенности *, нельзя писать просто *efct("error"). Это будет означать *(efct("error")), что является ошибкой. По той же причине скобки нужны и при описании указателя на функцию. Однако, писать просто efct("error") можно, т.к. транслятор понимает, что efct является указателем на функцию, и создает команды, делающие вызов нужной функции.

Отметим, что формальные параметры в указателях на функцию описываются так же, как и в обычных функциях. При присваивании указателю на функцию требуется точное соответствие типа функции и типа присваиваемого значения. Например:

           void (*pf)(char*);          // указатель на void(char*)
           void f1(char*);             // void(char*);
           int f2(char*);              // int(char*);
           void f3(int*);              // void(int*);

           void f()
           {
             pf = &f1;                 // нормально
             pf = &f2;                 // ошибка: не тот тип возвращаемого
                                       // значения
             pf = &f3;                 // ошибка: не тот тип параметра

             (*pf)("asdf");            // нормально
             (*pf)(1);                 // ошибка: не тот тип параметра

             int i = (*pf)("qwer");    // ошибка: void присваивается int
           }

Правила передачи параметров одинаковы и для обычного вызова, и для вызова с помощью указателя.

Часто бывает удобнее обозначить тип указателя на функцию именем, чем все время использовать достаточно сложную запись. Например:

           typedef int (*SIG_TYP)(int);    // из <signal.h>
           typedef void (SIG_ARG_TYP)(int);
           SIG_TYP signal(int, SIG_ARG_TYP);

Также часто бывает полезен массив указателей на функции. Например, можно реализовать систему меню для редактора с вводом, управляемым мышью, используя массив указателей на функции, реализующие команды. Здесь нет возможности подробно описать такой редактор, но дадим самый общий его набросок:

           typedef void (*PF)();

           PF edit_ops[] = { // команды редактора
               &cut, &paste, &snarf, &search
           };

           PF file_ops[] = { // управление файлом
              &open, &reshape, &close, &write

           };

Далее надо определить и инициализировать указатели, с помощью которых будут запускаться функции, реализующие выбранные из меню команды. Выбор происходит нажатием клавиши мыши:

           PF* button2 = edit_ops;
           PF* button3 = file_ops;

Для настоящей программы редактора надо определить большее число объектов, чтобы описать каждую позицию в меню. Например, необходимо где-то хранить строку, задающую текст, который будет выдаваться для каждой позиции. При работе с системой меню назначение клавиш мыши будет постоянно меняться. Частично эти изменения можно представить как изменения значений указателя, связанного с данной клавишей. Если пользователь выбрал позицию меню, которая определяется, например, как позиция 3 для клавиши 2, то соответствующая команда реализуется вызовом:

           (*button2[3])();

Чтобы полностью оценить мощность конструкции указатель на функцию, стоит попытаться написать программу без нее. Меню можно изменять в динамике, если добавлять новые функции в таблицу команд. Довольно просто создавать в динамике и новые меню.

Указатели на функции помогают реализовать полиморфические подпрограммы, т.е. такие подпрограммы, которые можно применять к объектам различных типов:

           typedef int (*CFT)(void*,void*);

           void sort(void* base, unsigned n, unsigned int sz, CFT cmp)
           /*
              Сортировка вектора "base" из n элементов
              в возрастающем порядке;
              используется функция сравнения, на которую указывает cmp.
              Размер элементов равен "sz".

              Алгоритм очень неэффективный: сортировка пузырьковым методом
           */
           {
              for (int i=0; i<n-1; i++)
                  for (int j=n-1; i<j; j--) {
                     char* pj = (char*)base+j*sz;  // b[j]
                     char* pj1 = pj - sz;          // b[j-1]
                     if ((*cmp)(pj,pj1) < 0) {
                     // поменять местами b[j] и b[j-1]
                        for (int k = 0; k<sz; k++) {
                            char temp = pj[k];
                            pj[k] = pj1[k];
                            pj1[k] = temp;
                        }
                      }
                    }
           }

В подпрограмме sort неизвестен тип сортируемых объектов; известно только их число (размер массива), размер каждого элемента и функция, которая может сравнивать объекты. Мы выбрали для функции sort() такой же заголовок, как у qsort() - стандартной функции сортировки из библиотеки С. Эту функцию используют настоящие программы. Покажем, как с помощью sort() можно отсортировать таблицу с такой структурой:

           struct user {
              char* name;     // имя
              char* id;       // пароль
              int dept;       // отдел
           };

           typedef user* Puser;

           user heads[] = {
                "Ritchie D.M.",      "dmr",   11271,
                "Sethi R.",          "ravi",  11272,
                "SZYmanski T.G.",    "tgs",   11273,
                "Schryer N.L.",      "nls",   11274,
                "Schryer N.L.",      "nls",   11275
                "Kernighan B.W.",    "bwk",   11276
           };

           void print_id(Puser v, int n)
           {
             for (int i=0; i<n; i++)
                 cout << v[i].name << '\t'
                      << v[i].id << '\t'
                      << v[i].dept << '\n';
           }

Чтобы иметь возможность сортировать, нужно вначале определить подходящие функции сравнения. Функция сравнения должна возвращать отрицательное число, если ее первый параметр меньше второго, нуль, если они равны, и положительное число в противном случае:

           int cmp1(const void* p, const void* q)
           // сравнение строк, содержащих имена
           {
             return strcmp(Puser(p)->name, Puser(q)->name);
           }

           int cmp2(const void* p, const void* q)
           // сравнение номеров разделов
           {
             return Puser(p)->dept - Puser(q)->dept;
           }

Следующая программа сортирует и печатает результат:

           int main()
           {
             sort(heads,6,sizeof(user), cmp1);
             print_id(heads,6);    // в алфавитном порядке
             cout << "\n";
             sort(heads,6,sizeof(user),cmp2);
             print_id(heads,6);    // по номерам отделов
           }

Допустима операция взятия адреса и для функции-подстановки, и для перегруженной функции ($$R.13.3).

Отметим, что неявное преобразование указателя на что-то в указатель типа void* не выполняется для параметра функции, вызываемой через указатель на нее. Поэтому функцию

           int cmp3(const mytype*, const mytype*);

нельзя использовать в качестве параметра для sort(). Поступив иначе, мы нарушаем заданное в описании условие, что cmp3() должна вызываться с параметрами типа mytype*. Если вы специально хотите нарушить это условие, то должны использовать явное преобразование типа.


Назад  |  Вперёд


OtDiatlovaOU
К началу книги

Оформление и дизайн книги OtDiatlovaOU.
Вся книга, архив.

Программирование, блок схема, программа, информатика, алгоритм, управление, система управления, разделяй властвуй, языки программирования, линейное программирование, сложность, книги программирование, организация, развитие, проектирование, самосовершенствование, развитие систем, программирование скачать, программирование c, задачи программирование, динамическое программирование, ориентированное программирование, методы программирования, объектно программирование, примеры программирования, задача линейного программирования, основы программирования, объектно ориентированное программирование, программирование учебник, технология программирования, программирование си, программирование скачать книги, исходники, исходники на c, c, с, програмирование, книги по с, разработка программ, государственное управление, методы управления, управление организацией, структуры управления, управление проектами, управление рисками, теории управления, скачать управление, процесс управления, исследование управления, программа управления, схемы управления, информационное управление, управление образования, стратегическое управление, исследование систем управления, социальное управление, функции управления, технология управления, модели управления, блок управления, организационное управление, менеджмент управления, психология управления, управление ресурсами, управление производством, принципы управления, корпоративное управление, управление работами, дистанционное управление, эффективность управления, управление компьютером, пульты управления, проблемы управления, области управления, основы управления, управление конфликтами, обеспечение управления, управление деятельностью, анализ управления, автоматизированное управление, стили управления, организационные структуры управления, автоматическое управление, современное управление, подходы управления, управление службами, стратегии управления, социология управления, управление развитием, объект управления, информационные технологии управления, автоматизированные системы управления, совершенствование управления, управление средствами, управление потоками, оперативное управление, механизм управления, управление удаленным, примеры управления, управление через, понятие управление, особенности управления, задачи управления, сфера управления, управление культуры, право управления, управление собственностью, управление книги, концепция управления, управление трудом, панель управления, опыт управления, информационные системы управления, формы управления, роль управления, политика управления, контроль управления, организация, управление организацией, организация труда, организация производства, теория организации, организация система, организация учета, структура организации, формы организации, анализ организации, принципы организации, организация процессов, развитие организации, пример организации , среда организации, организация контроля, метод организации, внутренняя организация, стратегии организации, понятие организация, уровни организации, основы организации, функции организации, современная организация, организация проекта, развитие, перспективы развития, этапы развития, программа развития, тенденции развития, развитие систем, стратегия развития, проблемы развития, концепция развития, развитие личности, дети развитие, современное развитие, развитие ребенка, план развития, теория развития, психология развития, особенности развития, развитие техники, развитие человека, развитие образования, устойчивое развитие, развитие памяти, фактор развития, развитие способностей, управление развитием, развитие связи, развитие технологии, развитие мышления, направления развития, пути развития, модели развития, русское развитие, развитие жизни, основные этапы развития, развитие страны, возникновение развитие, стратегическое развитие, развитие информационного развития, скачать развитие, развитие персонала, методы развития, творческое развитие, развитие языка, развитие школьника, проектирование, проектирование систем, проектирование программа, нормы проектирования, проектирование информационных, проектирование данных, проектирование информационной системы, проектирование базы, организационное проектирование, основы проектирования, автоматизированное проектирование, проектирование скачать, организация проектирования, методы проектирования, управление проектирование, технологическое проектирование, проектирование процессов, этапы проектирования, системы автоматизированного проектирования

Rambler's Top100
Hosted by uCoz