5.3.2 Законченный пример класса.

   


Назад  |  Вперёд

Программирование без упрятывания данных (в расчете на структуры) требует меньшего предварительного обдумывания задачи, чем программирование с упрятыванием данных (в расчете на классы). Структуру можно определить не очень задумываясь о том, как ее будут использовать. Когда определяется класс, внимание концентрируется на том, чтобы обеспечить для нового типа полный набор операций. Это важное смещение акцента в проектировании программ. Обычно время, затраченное на разработку нового типа, многократно окупается в процессе отладки и развития программы.

Вот пример законченного определения типа intset, представляющего понятие "множество целых":

           class intset {
             int cursize, maxsize;
             int  *x;
           public:
             intset(int m, int n);    // не более m целых из 1..n
             ~intset();

             int member(int t) const; // является ли t членом?
             void insert(int t);      // добавить к множеству t

             void start(int& i) const { i = 0; }
             void ok(int& i) const    { return i<cursize; }
             void next(int& i) const  { return x[i++]; }
           };

Для проверки этого класса вначале создадим, а затем распечатаем множество случайных целых чисел. Это простое множество целых можно использовать для проверки, есть ли повторения в их последовательности. Но для большинства задач нужен, конечно, более развитый тип множества. Как всегда возможны ошибки, поэтому нужна функция:

           #include <iostream.h>

           void error(const char *s)
           {
             cerr << "set: " << s << '\n';
             exit(1);
           }

Класс intset используется в функции main(), для которой должно быть задано два параметра: первый определяет число создаваемых случайных чисел, а второй - диапазон их значений:

           int main(int argc, char* argv[])
           {
             if (argc != 3) error("нужно задавать два параметра");
             int count = 0;
             int m = atoi(argv[1]);    // число элементов множества
             int n = atoi(argv[2]);    // из диапазона 1..n
             intset s(m,n);

             while (count<m) {
               int t = randint(n);
               if (s.member(t)==0) {
                   s.insert(t);
                   count++;
               }
             }

             print_in_order(&s);
           }

Значение счетчика параметров программы argc равно 3, хотя программа имеет только два параметра. Дело в том, что в argv[0] всегда передается дополнительный параметр, содержащий имя программы. Функция

           extern "C" int atoi(const char*)

является стандартной библиотечной функцией, преобразующей целое из строкового представления во внутреннюю двоичную форму. Как обычно, если вы не хотите иметь такое описание в своей программе, то вам надо включить в нее соответствующий заголовочный файл, содержащий описания стандартных библиотечных функций. Случайные числа генерируются с помощью стандартной функции rand:

           extern "C" int rand();  // будьте осторожны:
                                   // числа не совсем случайные
           int randint(int u)      // диапазон 1..u
           {
             int r = rand();
             if (r < 0) r = -r;
             return 1 + r%u;
           }

Подробности реализации класса мало интересны для пользователя, но в любом случае будут использоваться функции-члены. Конструктор размещает массив целых с размером, равным заданному максимальному размеру множества, а деструктор удаляет этот массив:

           intset::intset(int m, int n)  // не более m целых в 1..n
           {
             if (m<1 || n<m) error("недопустимый размер intset");
             cursize = 0;
             maxsize = m;
             x = new int[maxsize];
           }

           intset::~intset()
           {
             delete x;
           }

Целые добавляются таким образом, что они хранятся во множестве в возрастающем порядке:

           void intset::insert(int t)
           {
             if (++cursize > maxsize) error("слишком много элементов");
             int i = cursize-1;
             x[i] = t;

             while (i>0 && x[i-1]>x[i]) {
                int t = x[i];     // поменять местами x[i] и x[i-1]
                x[i] = x[i-1];
                x[i-1] = t;
                i--;
             }
           }

Чтобы найти элемент, используется простой двоичный поиск:

           int intset::member(int t) const  // двоичный поиск
           {
             int l = 0;
             int u = cursize-1;

             while (l <= u) {
               int m = (l+u)/2;
               if (t < x[m])
                  u = m-1;
               else if (t > x[m])
                  l = m+1;
               else
                  return 1;   // найден
             }
             return 0;        // не найден
           }

Наконец, нужно предоставить пользователю набор операций, с помощью которых он мог бы организовать итерацию по множеству в некотором порядке (ведь порядок, используемый в представлении intset, от него скрыт). Множество по своей сути не является внутренне упорядоченным, и нельзя позволить просто выбирать элементы массива (а вдруг завтра intset будет реализовано в виде связанного списка?).

Пользователь получает три функции: start() - для инициализации итерации, ok() - для проверки, есть ли следующий элемент, и next() - для получения следующего элемента:

           class intset {
              // ...
              void start(int& i) const   { i = 0; }
              int ok(int& i) const       { return i<cursize; }
              int next(int& i) const     { return x[i++]; }
           };

Чтобы обеспечить совместную работу этих трех операций, надо запоминать тот элемент, на котором остановилась итерация. Для этого пользователь должен задавать целый параметр. Поскольку наше представление множества упорядоченное, реализация этих операций тривиальна. Теперь можно определить функцию print_in_order:

           void print_in_order(intset* set)
           {
             int var;
             set->sart(var);
             while (set->ok(var)) cout << set->next(var) << '\n';
           }

Другой способ построения итератора по множеству приведен в $$7.8.


Назад  |  Вперёд


OtDiatlovaOU
К началу книги

Оформление и дизайн книги OtDiatlovaOU.
Вся книга, архив.

Программирование, блок схема, программа, информатика, алгоритм, управление, система управления, разделяй властвуй, языки программирования, линейное программирование, сложность, книги программирование, организация, развитие, проектирование, самосовершенствование, развитие систем, программирование скачать, программирование c, задачи программирование, динамическое программирование, ориентированное программирование, методы программирования, объектно программирование, примеры программирования, задача линейного программирования, основы программирования, объектно ориентированное программирование, программирование учебник, технология программирования, программирование си, программирование скачать книги, исходники, исходники на c, c, с, програмирование, книги по с, разработка программ, государственное управление, методы управления, управление организацией, структуры управления, управление проектами, управление рисками, теории управления, скачать управление, процесс управления, исследование управления, программа управления, схемы управления, информационное управление, управление образования, стратегическое управление, исследование систем управления, социальное управление, функции управления, технология управления, модели управления, блок управления, организационное управление, менеджмент управления, психология управления, управление ресурсами, управление производством, принципы управления, корпоративное управление, управление работами, дистанционное управление, эффективность управления, управление компьютером, пульты управления, проблемы управления, области управления, основы управления, управление конфликтами, обеспечение управления, управление деятельностью, анализ управления, автоматизированное управление, стили управления, организационные структуры управления, автоматическое управление, современное управление, подходы управления, управление службами, стратегии управления, социология управления, управление развитием, объект управления, информационные технологии управления, автоматизированные системы управления, совершенствование управления, управление средствами, управление потоками, оперативное управление, механизм управления, управление удаленным, примеры управления, управление через, понятие управление, особенности управления, задачи управления, сфера управления, управление культуры, право управления, управление собственностью, управление книги, концепция управления, управление трудом, панель управления, опыт управления, информационные системы управления, формы управления, роль управления, политика управления, контроль управления, организация, управление организацией, организация труда, организация производства, теория организации, организация система, организация учета, структура организации, формы организации, анализ организации, принципы организации, организация процессов, развитие организации, пример организации , среда организации, организация контроля, метод организации, внутренняя организация, стратегии организации, понятие организация, уровни организации, основы организации, функции организации, современная организация, организация проекта, развитие, перспективы развития, этапы развития, программа развития, тенденции развития, развитие систем, стратегия развития, проблемы развития, концепция развития, развитие личности, дети развитие, современное развитие, развитие ребенка, план развития, теория развития, психология развития, особенности развития, развитие техники, развитие человека, развитие образования, устойчивое развитие, развитие памяти, фактор развития, развитие способностей, управление развитием, развитие связи, развитие технологии, развитие мышления, направления развития, пути развития, модели развития, русское развитие, развитие жизни, основные этапы развития, развитие страны, возникновение развитие, стратегическое развитие, развитие информационного развития, скачать развитие, развитие персонала, методы развития, творческое развитие, развитие языка, развитие школьника, проектирование, проектирование систем, проектирование программа, нормы проектирования, проектирование информационных, проектирование данных, проектирование информационной системы, проектирование базы, организационное проектирование, основы проектирования, автоматизированное проектирование, проектирование скачать, организация проектирования, методы проектирования, управление проектирование, технологическое проектирование, проектирование процессов, этапы проектирования, системы автоматизированного проектирования

Rambler's Top100
Hosted by uCoz